Отзыв: Фильм "Сплит" (2016) - Кто не страдал и не ошибался, цену истине и счастью не узнал - реклама маньяка
Достоинства: комедийные моменты; МакЭвой и Тейлор-Джой
Недостатки: тяп-ляп сюжет; всё плохо со смыслом и так же плохо с образами; не вызывает ни тревоги, ни страха, с сопереживанием тоже всё плохо; очень затянутая концовка
Пока экранизация романа "Таинственная история Билли Миллигана" остаётся лишь слухом, режиссёр Шьямалан решил не терять времени и самому забабашить историю про маньяка с 24мя личностями. Почему бы и нет, тема-то ныне популярная: книги выходят, сериалы снимаются, скоро диссоциативное расстройство станет новым трендом, название диагноза будут на футболках принтом писать... Главными звёздами "Сплита" Найт Шьямалан решил сделать уже популярного Джеймса МакЭвоя, у которого на момент подписания контракта за плечами уже имелись подобные роли "несколько-в-одном", и "выстрелившую" ролью в триллере "Ведьма" Аню Тейлор-Джой - вот они, маньяк и его глазастенькая жертва!
Сюжет "Сплита" так прост, что, кажется, снимать такое в 2017 - верх безумия для режиссёров "первого ряда": мужик похищает трёх девочек-подростков и держит их пленницами в подвале, девочки, естественно, жаждут спастись, а маньяк сделать так, чтобы они остались. Так что главной "изюминкой" истории становится именно диагноз главного героя - множественная личность: их у Кевина аж 24, но большинство из них остаются за кадром, нам демонстрируют только манерного дизайнера Барри, ОКРщика Денниса, девятилетнего фаната Кеннни Уэста - Хедвига и строгую Патрицию. Все эти личности постоянно твердят о том, что пленницы им нужны не просто так, а ради благой цели - накормить Зверя, ещё одну личность Кевина, реальное существование которой - главная интрига картины.
Даже с учётом того, что сюжетная канва истории из "Сплита" уже порядком поднадоела, всё ж таки, с учётом найденной фишки, из картины можно было слепить нечто весьма и весьма интересное: как минимум, такой герой дарует абсолютную непредсказуемость действий, а это значит, что сюжетные повороты могли бы так обдурить зрителя, что он бы заблудился, запутался и сам бы почувствовал себя жертвой-игрушкой в руках неадекватного маньячелы. Вместо этого Найт Шьямалан идёт по проторенной дорожке и основной сюжет картины оставляет настолько пресным и предсказуемым, что дальше, кажется, некуда. Чёрт подери, да мы ж фильмы-то его смотрим из-за того-самого финта ушами в конце, как в "Шестом чувстве" и этим он радовал даже не в самых сильных своих работах, типа "Визита", а тут, вот те раз на матрац, весь свой дар и порастерял, предложив нам затянутый и нестрашный триллер на с детства знакомый сюжет.
Хотя в прокат в РФ "Сплит" вышел только вчера, сеть уже наполнилась различными мемосиками про блистательную актёрскую игру Джеймса МакЭвоя, мол, надо ему Оскар дать, причём, хорошо бы и за главную мужскую, и женскую, и второго плана, героев-то он сыграл достаточно. Сыграть-то сыграл, но как-то не очень убедительно: как и в случае с "Грязью", где актёру тоже досталось сразу несколько сознаний, МакЭвой существует в рамках не реалистического кино, а этакого театрального гротеска, где всё немного напоказ, как в каком-нибудь "Здравствуйте, я ваша тётя!". Именно поэтому, кстати, все комедийные моменты (а их в "Сплите" на удивление много, что приличную часть зала заставило ржать и тогда, когда не надо - вот тебе смешение элементов жанра, как палка о двух концах: с одной стороны невозможно не разбавить страшилки, а то будешь выглядеть слишком пафосно и претенциозно, с другой - переборщишь и все остальные элементы тоже станут комическими) связаны как раз с личностями Кевина - представить его трагическим или драматическим персонажем откровенно не вышло, хотя в конце, режиссёр всё ж таки пытается выдавить из нас чуточку жалости к больному, но с учётом того, что о этого почти 2 часа его упорно демонизировали, выглядело это совсем за уши притянуто. В общем, я к тому, что МакЭвой актёр совсем неплохой, но в случае со "Сплитом" не даёт повода говорить о себе как о неком гении перевоплощения, хотя некоторые вещи были вполне ничего. Опять же, русский дубляж - он иногда довольно беспощадный...
Ну а теперь поговорим о самом интересном - о смысловой составляющей! Казалось бы, да что там может быть, какой символический пласт, какая философия, ан нет, друзья-товарищи, Шьямалан решил добить нас очень и очень странным посылом своей работы. Одна из похищенных Кевином жертв, юная Кейси, часто обращается к своим воспоминаниям, связанных с отцом, дядей и их увлечением - охотой. Понятно, что девочка из семьи охотников прекрасно знает как держать ружьё, выслеживать добычу и всё прочее, так что вот вам первый вариант начинки пирожка с названием "Сплит": есть Охотник и есть Зверь, кто они - нам известно с самого начала, карты в руки нам действительно дают, так что важно в итоге смотреть на ситуацию под правильным углом. Начинка вторая - "Зверья философия", назовём это так: это та вещь, которая делает финал таким, какой он есть и как бы пытается объяснить мотивы. "Не страдаешь - не живёшь": если ты не пережил в своей жизни большую беду, не преодолел травму, жизнь твоя - сплошное благополучие, ты не имеешь на неё права, всё, что можно с тобой делать - трогать за грудь и просить сплясать в коротенькой юбчонке. Спорно, не так ли? Даже всё б ничего, если бы носителем такой концепции был исключительно больной Кевин, что с него взять, но нет же, Шьямалан с помощью своих героев делает так, что это становится основной мыслью фильма, фактически так же живёт и Кейси. Ещё одна дичь "Сплита" - это теория доктора Флетчер касательно больных с множественной личностью, которая остаётся неопровергнутойи даже больше, подтверждается происходящим с Кевином, хотя очевидно является плодом воображения чересчур увлёкшейся работой старушки (мне сразу вспомнилась "Пятая Салли" Киза, где способности героини с диссоциативным расстройством были сродни каким-то сверхспособностям героев комиксов). На самом деле, понятно, что это всего лишь развлекательное кино, что с него взять, с другой стороны, люди с различными психическими заболеваниями так не хотят быть изгоями в обществе и теперь, когда об обсессивно-компульсивном расстройстве, биполярном расстройстве, диссоциативном расстройстве и прочем наконец начали открыто говорить и писать, демонизирующий "Сплит" как удар под дых, всё ж таки по-культура занимает большое место в современной жизни.
Ещё одна проблема "Сплита" - это попытка сделать из него большее, чем он есть. Частично я уже написала об этом выше, но помимо вот этой "Зверьей философии" на уровне смысла существуют ещё огрехи на уровне визуальной части: Шьямалан может, когда хочет, снимать красиво и стильно, визуальные фишечки ему знакомы, но в "Сплите" он решил их не использовать, поэтому всё, что нам достаётся - это редкие симпатичные визуальные образы, которые режиссёр эксплуатирует в хвост и в гриву все два часа фильма. Пример, чтобы те, кто видел, вспомнили, а те, кто будет смотреть, обратили внимание: лестница в подъезде доктора Флетчер - восходящая спираль, повторяется раза 3-4, смотрится красиво, но... совершенно никак не работает на смысловом уровне. Та же история со стаканчиком с цветами в ванной комнате, на которых камера намеренно фиксируется, как и взгляд героини: да, потом цветы ещё будут, как часть образа жертвенной девы, но уже другие и в другом значении. Эти же, контрастные жёлтенькие - лишь для красивого кадра белой ванной комнаты. И такая история практически со всеми образами, кроме животных, те, понятно дело, нужны для поддержания звериной и охотничьей темы, но это ж слишком очевидно, даже немного пошло.
Получается, что смысловая составляющая "Сплита" - высосанная из пальца ересь, которая нужна только лишь затем, чтобы было хоть что-то, но это "что-то" нужно только потому, что сюжет-то совсем не блещет, нужно заделать его дыры-лакуны. Вот и получается: нормально ни того, ни другого, а всё вместе - ну совсем уж средненькое жанровое кино, которое разве что для мемосиков и годится, даже ж не пугает ни капельки (ох уж эта жажда наживы, низкий возрастной ценз для более широкого проката делает своё дело - никаких мозгов, кровяки и кишочков, одна тревожная музяка!). Концовка весьма однозначно говорит о том, что у фильма будет продолжение, так как действие происходило в той же вселенной, что и шьямалановский "Неуязвимый", но смысла в нём абсолютно не вижу, хронометраж и так оказался безбожно затянут, и кино вполне могло бы завершиться без всяких там "to be continued", тем более, что это continued может случиться только лет через 5-10.
Сюжет "Сплита" так прост, что, кажется, снимать такое в 2017 - верх безумия для режиссёров "первого ряда": мужик похищает трёх девочек-подростков и держит их пленницами в подвале, девочки, естественно, жаждут спастись, а маньяк сделать так, чтобы они остались. Так что главной "изюминкой" истории становится именно диагноз главного героя - множественная личность: их у Кевина аж 24, но большинство из них остаются за кадром, нам демонстрируют только манерного дизайнера Барри, ОКРщика Денниса, девятилетнего фаната Кеннни Уэста - Хедвига и строгую Патрицию. Все эти личности постоянно твердят о том, что пленницы им нужны не просто так, а ради благой цели - накормить Зверя, ещё одну личность Кевина, реальное существование которой - главная интрига картины.
Даже с учётом того, что сюжетная канва истории из "Сплита" уже порядком поднадоела, всё ж таки, с учётом найденной фишки, из картины можно было слепить нечто весьма и весьма интересное: как минимум, такой герой дарует абсолютную непредсказуемость действий, а это значит, что сюжетные повороты могли бы так обдурить зрителя, что он бы заблудился, запутался и сам бы почувствовал себя жертвой-игрушкой в руках неадекватного маньячелы. Вместо этого Найт Шьямалан идёт по проторенной дорожке и основной сюжет картины оставляет настолько пресным и предсказуемым, что дальше, кажется, некуда. Чёрт подери, да мы ж фильмы-то его смотрим из-за того-самого финта ушами в конце, как в "Шестом чувстве" и этим он радовал даже не в самых сильных своих работах, типа "Визита", а тут, вот те раз на матрац, весь свой дар и порастерял, предложив нам затянутый и нестрашный триллер на с детства знакомый сюжет.
Хотя в прокат в РФ "Сплит" вышел только вчера, сеть уже наполнилась различными мемосиками про блистательную актёрскую игру Джеймса МакЭвоя, мол, надо ему Оскар дать, причём, хорошо бы и за главную мужскую, и женскую, и второго плана, героев-то он сыграл достаточно. Сыграть-то сыграл, но как-то не очень убедительно: как и в случае с "Грязью", где актёру тоже досталось сразу несколько сознаний, МакЭвой существует в рамках не реалистического кино, а этакого театрального гротеска, где всё немного напоказ, как в каком-нибудь "Здравствуйте, я ваша тётя!". Именно поэтому, кстати, все комедийные моменты (а их в "Сплите" на удивление много, что приличную часть зала заставило ржать и тогда, когда не надо - вот тебе смешение элементов жанра, как палка о двух концах: с одной стороны невозможно не разбавить страшилки, а то будешь выглядеть слишком пафосно и претенциозно, с другой - переборщишь и все остальные элементы тоже станут комическими) связаны как раз с личностями Кевина - представить его трагическим или драматическим персонажем откровенно не вышло, хотя в конце, режиссёр всё ж таки пытается выдавить из нас чуточку жалости к больному, но с учётом того, что о этого почти 2 часа его упорно демонизировали, выглядело это совсем за уши притянуто. В общем, я к тому, что МакЭвой актёр совсем неплохой, но в случае со "Сплитом" не даёт повода говорить о себе как о неком гении перевоплощения, хотя некоторые вещи были вполне ничего. Опять же, русский дубляж - он иногда довольно беспощадный...
Ну а теперь поговорим о самом интересном - о смысловой составляющей! Казалось бы, да что там может быть, какой символический пласт, какая философия, ан нет, друзья-товарищи, Шьямалан решил добить нас очень и очень странным посылом своей работы. Одна из похищенных Кевином жертв, юная Кейси, часто обращается к своим воспоминаниям, связанных с отцом, дядей и их увлечением - охотой. Понятно, что девочка из семьи охотников прекрасно знает как держать ружьё, выслеживать добычу и всё прочее, так что вот вам первый вариант начинки пирожка с названием "Сплит": есть Охотник и есть Зверь, кто они - нам известно с самого начала, карты в руки нам действительно дают, так что важно в итоге смотреть на ситуацию под правильным углом. Начинка вторая - "Зверья философия", назовём это так: это та вещь, которая делает финал таким, какой он есть и как бы пытается объяснить мотивы. "Не страдаешь - не живёшь": если ты не пережил в своей жизни большую беду, не преодолел травму, жизнь твоя - сплошное благополучие, ты не имеешь на неё права, всё, что можно с тобой делать - трогать за грудь и просить сплясать в коротенькой юбчонке. Спорно, не так ли? Даже всё б ничего, если бы носителем такой концепции был исключительно больной Кевин, что с него взять, но нет же, Шьямалан с помощью своих героев делает так, что это становится основной мыслью фильма, фактически так же живёт и Кейси. Ещё одна дичь "Сплита" - это теория доктора Флетчер касательно больных с множественной личностью, которая остаётся неопровергнутойи даже больше, подтверждается происходящим с Кевином, хотя очевидно является плодом воображения чересчур увлёкшейся работой старушки (мне сразу вспомнилась "Пятая Салли" Киза, где способности героини с диссоциативным расстройством были сродни каким-то сверхспособностям героев комиксов). На самом деле, понятно, что это всего лишь развлекательное кино, что с него взять, с другой стороны, люди с различными психическими заболеваниями так не хотят быть изгоями в обществе и теперь, когда об обсессивно-компульсивном расстройстве, биполярном расстройстве, диссоциативном расстройстве и прочем наконец начали открыто говорить и писать, демонизирующий "Сплит" как удар под дых, всё ж таки по-культура занимает большое место в современной жизни.
Ещё одна проблема "Сплита" - это попытка сделать из него большее, чем он есть. Частично я уже написала об этом выше, но помимо вот этой "Зверьей философии" на уровне смысла существуют ещё огрехи на уровне визуальной части: Шьямалан может, когда хочет, снимать красиво и стильно, визуальные фишечки ему знакомы, но в "Сплите" он решил их не использовать, поэтому всё, что нам достаётся - это редкие симпатичные визуальные образы, которые режиссёр эксплуатирует в хвост и в гриву все два часа фильма. Пример, чтобы те, кто видел, вспомнили, а те, кто будет смотреть, обратили внимание: лестница в подъезде доктора Флетчер - восходящая спираль, повторяется раза 3-4, смотрится красиво, но... совершенно никак не работает на смысловом уровне. Та же история со стаканчиком с цветами в ванной комнате, на которых камера намеренно фиксируется, как и взгляд героини: да, потом цветы ещё будут, как часть образа жертвенной девы, но уже другие и в другом значении. Эти же, контрастные жёлтенькие - лишь для красивого кадра белой ванной комнаты. И такая история практически со всеми образами, кроме животных, те, понятно дело, нужны для поддержания звериной и охотничьей темы, но это ж слишком очевидно, даже немного пошло.
Получается, что смысловая составляющая "Сплита" - высосанная из пальца ересь, которая нужна только лишь затем, чтобы было хоть что-то, но это "что-то" нужно только потому, что сюжет-то совсем не блещет, нужно заделать его дыры-лакуны. Вот и получается: нормально ни того, ни другого, а всё вместе - ну совсем уж средненькое жанровое кино, которое разве что для мемосиков и годится, даже ж не пугает ни капельки (ох уж эта жажда наживы, низкий возрастной ценз для более широкого проката делает своё дело - никаких мозгов, кровяки и кишочков, одна тревожная музяка!). Концовка весьма однозначно говорит о том, что у фильма будет продолжение, так как действие происходило в той же вселенной, что и шьямалановский "Неуязвимый", но смысла в нём абсолютно не вижу, хронометраж и так оказался безбожно затянут, и кино вполне могло бы завершиться без всяких там "to be continued", тем более, что это continued может случиться только лет через 5-10.
Общее впечатление | Кто не страдал и не ошибался, цену истине и счастью не узнал - реклама маньяка |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву27
Ссылочка на статью прилагается;)
[Вырезано модератором]
Есть смысл говорить о прототипе, когда сюжет повторяет историю реальной личности, но Миллиган никого не похищал, не был Зверем, так что в данном случае оригинальная Шьямаланский сценарий, а не переработка true story.
Поэтому в каких-то моментах опираюсь на мнения более компетентных и сведущих людей…
Не ждёт ничто, девочка это терпит больше 10 лет, давно бы всё случилось. Вообще эта линия не менее косячная, чем все остальные.
Отзыв субъективен. Имеет право быть. Не понимаю только одного , как прочитав отзыв человек может решить понравится фильм или нет. Смешарики , млин.