5
Отзыв рекомендуют 224 73

Отзыв: Усилитель Вега 10У-120-стерео - Made in USSR. Вполне актуален и сегодня.

Достоинства: Симпатичный и актуальный поныне дизайн корпуса. Приятное звучание. Наличие отключаемой тонкомпенсации. Надёжная схема с неплохими техническими характеристиками. Системы электронной защиты и светодиодной индикации перегрузки.
Недостатки: По ходу эксплуатации внутренняя смазка переменных резисторов высыхает, и они начинают шуршать. Небольшое количество входов. Не самые удачные выходные гнёзда на акустические системы.
Советская электронная промышленность под лозунгом «Всё для советского человека» в 1972 году начала выпуск первого советского стереофонического усилителя низкой частоты «Электрон-20», выполненного в качестве самостоятельного блока, укомплектованного на заводе парой акустических систем. В то время главным рупором и стендом для описания электронных новинок служил очень уважаемый журнал «Радио». Полное описание усилителя «Электрон-20» вместе с его схемой было опубликовано в этом журнале №6 за 1973 год. Также в те годы публиковались статьи о радиолюбительских самоделках в брошюрах типа «В помощь радиолюбителю», где нередко публиковались схемы самодельных усилителей НЧ. А если везло, то в книжных магазинах можно было нарваться на дефицитные справочники по советской радиоэлектронной аппаратуре промышленного производства. В таких справочниках рассказывалось об устройстве радиол, магнитофонов, усилителей и т. д., приводились их принципиальные электрические схемы, чертежи печатных плат, а также нередко размытые фотографии или чёткие рисунки самих аппаратов и их узлов. Также давались полезные рекомендации по ремонту и наладке такой сложной электронной техники. Правда, подобные книги издавались и печатались долго, нередко не один год. Поэтому радиоаппаратура, отображённая в них, была уже немного устаревшей.

Автор увлёкся изучением и ремонтом бытовой электронной техники ещё в школьные годы в начале 1980-х годов. В то время приличная радиоаппаратура нулевого (высшего) и первого классов была достаточно дорогой и малодоступной, но именно она нравилась по качеству звучания. Ширпотреб второго, за исключением магнитофонов, и особенно третьего класса желания слушать было немного. Отдельной строкой в этом ряду стояли стереофонические усилители, которые тогда называли УНЧ (усилитель низкой частоты), а после по новым стандартам УЗЧ (усилитель звуковой частоты) или УКУ (усилительно-коммутационное устройство, например, аппарат высшего класса УКУ «Радиотехника-020»). Те модели усилителей, которые перекочевали в 1980-е годы из 1970-х, были довольно дорогими, и не самыми удачными. Они имели приличную выходную мощность, но в то же время относительно приличный уровень гармонических искажений (до 1% при номинальной выходной мощности), и неважное соотношение сигнал/шум на небольших уровнях громкости, когда тихо работающий усилитель в паузах заметно шипел. Фон переменного тока в советских усилителях высшего и первого класса был практически побеждён, и, в отличие от многих современных китайских усилителей и активных колонок, те старые советские усилители высоких классов практически не фонили.

Модели усилителей из 70-х: «Электрон-20», автор такой в школьные годы нередко разбирал и ремонтировал, «Электрон-103» (имеется у автора в настоящее время), «Электрон-104» (разбирался), УКУ «Радиотехника-020» (имеется в настоящее время), «Спектр-100» (имеется в настоящее время), «ВЭФ-101» (разбирался), «Одиссей-001» (приходилось сталкиваться), моноусилитель «Трембита-101» (приходилось сталкиваться), и другие модели. Именно на таких усилителях в начале 1980-х организовывались и проводились дискотеки в местном доме культуры (ДК, клуб). В те годы использовались магнитофонные танцевальные записи западных исполнителей типа «Чили», «Оттаван», «Арабески», «Ганимед», Ла-Бионда» и т. д. Всё это ритмичное диско воспроизводил катушечный магнитофон, работающий на 19 скорости типа «Маяк-203», а к нему на линейный выход было подключено несколько мощных усилителей и цветомузыка. Каждый из таких усилителей был нагружен, как минимум, парой больших акустических систем, нередко эстрадных, но часто и обычных мощных бытовых. И вся эта мощь громыхала, бухала и цыкала десятками и сотнями ватт, а в немаленьком зале танцевали десятки и более сотни молодых людей и девушек, съехавшихся на такую дискотеку со всего местного района города. Алкоголь в те годы, случалось, был, о наркотиках простые ребята тогда не ведали, драки случались, иногда и групповые. Иногда драки разнимала прибывающая на автомашинах милиция. На подобных дискотеках также заводились различные знакомства.


Именно поэтому в усилителе всегда ценилась выходная мощность. Стереоусилитель с выходной мощностью 50 Вт. на канал и более честных ватт, не тех, которые сейчас используют в обозначениях китайцы, был способен в одиночку вытянуть такую дискотеку. Правда, случалось, он перегревался, и при этом нередко пробивались и выходили из строя его выходные мощные транзисторы, но всё это обычно успешно в дальнейшем ремонтировалось. А пара-тройка таких усилителей в немаленьком зале ДК давала столько мощи и звука, что от них можно было оглохнуть. Такой необходимый атрибут дискотек, как цветомузыку, собирали и монтировали самостоятельно из схемы на основе тринисторов КУ202Н, разноцветных ламп и прожекторов. Случалось, что для кучи удавалось раздобыть синюю милицейскую мигалку. Тогда к 12V. электропитанию её подключали самостоятельно, а на дискотеке становилось совсем жарко и весело.

Особым шиком в те годы была демонстрация на большом экране, расположенном прямо на стене клуба, цветных слайдов. Сами слайды делались методом фотографирования обложек единственного доступного источника современной на тот момент и приличной танцевальной музыки, а именно заграничных грампластинок. Именно по таким слайдам публика узнавала, как выглядит тот или иной исполнитель. Хотя, честно сказать, нередко на обложках грампластинок фотографировались не сами западные исполнители, а приглашённые фотомодели. Но так ли это было важным в те времена, когда заграничные музыкальные звёзды были такими загадочными и манящими…

В 1980-е годы отечественная промышленность стала выпускать более совершенные модели стереофонических усилителей. Например, усилитель Радиотехника У-101 с люминесцентным блоком индикации выходной мощности. А такой аппарат, как усилитель Одиссей У-010 вообще был эталоном качества и мощи. На сайте про оба аппарата имеются подробные отзывы автора со множеством приложенных фотографий.

Где-то осенью 1986 года автора пригласил в свою комнату общежития мединститута товарищ из параллельной группы. Он мечтал похвастаться новенькой, с иголочки радиоаппаратурой, купленной на заработанные в стройотряде деньги. А заодно спросить пару советов по её мелкой доработке. У приятеля в общаге стояла кассетная дека «Вильма 204 стерео» с износостойкой сендастовой универсальной головкой, новинка по тем временам, стереоусилитель «Вега 10У-120 стерео», и две акустические системы типа «35АС-018 Амфитон». Звук этого комплекса понравился не очень. Самым лучшим компонентом из всех были, разумеется, тяжеловесные, шикарно звучащие 27 кг. колонки «35АС-018 Амфитон». Стереоусилитель «Вега 10У-120 стерео» также звучал достойно и чисто, понравилась его тонкомпенсация, прибавляющая басов на низких уровнях громкости. А вот кассетная дека «Вильма 204 стерео» не впечатлила. Несмотря на свой заграничный внешний вид и продвинутое электронное управление, звук она выдавала глуховатый, прилично уступающий звучанию катушечного магнитофона даже 2 класса при его работе на 19,05 см/сек. скорости. Хотя было ясно, что если эту деку разобрать и самостоятельно отрегулировать, качество её записи прилично возрастёт, и потенциал этого очень неплохого, и современного на то время кассетного магнитофона раскроется полностью.

Через некоторое время автор приобрёл новый стереоусилитель «Вега 10У-120 стерео» уже для себя. Вот его мы и рассмотрим далее. В настоящее время этот аппарат работает как положено, и выдаёт вполне качественный для своего первого класса звук.

Бердский радиозавод «Вега» в советское время производил большой ассортимент самой различной бытовой радиоаппаратуры. В 1980-е годы в Челябинске открылся фирменный магазин «Вега», где был большой выбор аппаратуры под этой советской торговой маркой. В основном стереофоническая радиоаппаратура «Вега» была в то время первого класса, и нередко в немаленьком ассортименте свободно лежала на полках советских магазинов радиотоваров. Изредка встречались «Веги» и высшего, а также второго класса. Но самый массовый сегмент такой техники был в третьем классе, где предлагалась масса радиол и кассетных магнитол под этим замечательным советским брендом.

Усилитель «Вега 10У-120 стерео» типичный продукт родом из середины 1980-х, с модерновым для той эпохи дизайном:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Весит аппарат порядка 7 кг, и для его размещения на настенной полке последнюю следует надёжно закрепить:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Для работы с усилителем используются акустические системы с электрическим сопротивление в 4 Ома каждая. Несмотря на то, что усилитель Вега 10У-120-стерео по паспорту рассчитан на 8-омную нагрузку, запас прочности выходных каскадов такого усилителя позволяет без проблем подключать к выходу 4-омные колонки. Для повышения выходной мощности до 35 ватт на канал на нагрузке 4 ома при таком включении схему усилителя желательно немного доработать. Для этого параллельно каждому 1-ваттному резистору МЛТ-1 1R в цепи выходных транзисторов, а это резисторы R77-R80, нужно включить ещё по одному такому же резистору. В нашем случае для этих целей были использованы постоянные резисторы от одного из продавцов на AliExpress габаритной мощностью 1 Вт и электрическим сопротивлением 1 Ом:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Измеренное сопротивление такого резистора составляет 1 Ом:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

В схему оконечных усилителей добавочные резисторы были впаяны следующим образом:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Или ещё можно заменить заводские резисторы R77-R80 сопротивлением 1 Ом каждый на мощные резисторы сопротивлением 0,5 или 0,47 Ома каждый, и габаритной мощностью 2 Вт. Также потребуется заменить заводской предохранитель FU 1A на основной печатной плате усилителя новым предохранителем номиналом на 3,15A:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Под выводы такого предохранителя под держателем было просверлены два отверстия, через которые проволочные выводы предохранителя со стороны печатного монтажа были припаяны к контактам держателя:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Других доработок в схеме делать не потребуется. Предохранитель можно поставить в держатель и традиционный типа ПМ на 3А. Заводской предохранитель на 1 ампер в указанной цепи никуда не годится, и его в любом случае нужно заменить на более мощный. После указанной несложной доработки усилитель будет полноценно работать как с акустическими системами сопротивлением 4 Ома, так и на 8 или 16 Ом:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

О замене старых советских электролитических конденсаторов в блоке питания усилителя на новые современные и недорогие китайские электролитические конденсаторы можно посмотреть здесь.

В то время, когда генсек М. С. Горбачёв привычно трещал по телевизору про перестройку и ускорение, отечественные заводы не дремали. По мнению автора, именно в 1984-1991 годах в производстве советской радиоаппаратуры произошёл резкий качественный скачок. Хотя мы несколько отставали по уровню электроники от американцев, европейцев и японцев, советские усилители и акустические системы выпуска тех лет звучали очень достойно даже на фоне той же самой аналогичной японской техники. Электропроигрыватели (граммофоны) высшего и первого классов также были очень хороши. Да и массовые кассетные, а особенно отечественные катушечные магнитофоны тех лет нулевой, первой и второй групп сложности позволяли копировать высококачественные грампластинки практически один в один.

Усилитель «Вега 10У-120 стерео» имеет металлический корпус серебристого цвета и очень небольшой высоты:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Вид аппарата сбоку. Данный экземпляр усилителя полностью сохранил заводскую покраску корпуса:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Пластмассовая передняя панель устройства с небольшим количеством органов управления, и металлизированными ручками управления с пластмассовой основой:

Усилитель Вега 10У-120-стерео



Усилитель Вега 10У-120-стерео

Передняя панель девайса, крупные планы:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

В схеме усилителя имеется полноценный темброблок, кнопки фильтров среза НЧ и ВЧ, переключатель моно/стерео, кнопка ступенчатого ослабления сигнала в 10 раз (-20dB). Помимо этого, присутствует кнопка включения тонкомпенсации, три кнопки выбора входов, а также светодиодный индикатор включения в сеть и светодиодные индикаторы перегрузки левого и правого каналов:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Светодиод, индикатор включения усилителя в электрическую сеть, был заменён на новый подходящего цвета свечения:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Два светодиода, поканальные индикаторы перегрузки выхода, а также индикаторы срабатывания защиты, также были заменены на новые яркие:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

В схеме устройства имеется триггерная защита от перегрузки, при срабатывании которой светодиод проблемного канала начинает непрерывно светиться:

Усилитель Вега 10У-120-стерео



Усилитель Вега 10У-120-стерео

Для сброса защиты усилитель следует на короткий промежуток времени отключить от электрической сети.

В усилителе реализован выход на стереонаушники на актуальном и поныне стандартном TRS гнезде джека 3,5 мм. С помощью TRS 3,5мм джека к усилителю можно подключить любые современные стереонаушники, в нужный момент включая или отключая акустические системы имеющейся на передней панели кнопкой:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Вид на печатную плату гнезда наушников изнутри:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Усилитель Вега 10У-120-стерео имеет вполне продвинутую и сложную схемотехнику, надёжный и неубиваемый трансформаторный блок питания. Сверху и снизу в металлическом корпусе усилителя имеются вентиляционные прорези.
Вентиляционные прорези сверху, вид сзади:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Металлический корпус усилителя окрашен вручную серебристой краской в окрасочной камере в условиях производства. Этой тяжёлой и грязной работой на Бердском ПО «Вега» в те годы занимались женщины.
Верхние прорези для пассивной вентиляции начинки аппарата, вид спереди:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Вентиляционные прорези на нижней стенке усилителя:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

С завода в комплекте с таким усилителем шли резиновые накладки на пластмассовые ножки, чтобы усилитель не скользил по поверхности. Именно от их чёрной резины вокруг ножек усилителя на лакокрасочном покрытии остались следы:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

:

Усилитель Вега 10У-120-стерео



Усилитель Вега 10У-120-стерео

В комплекте усилителя с завода шли 4 резиновые накладки на пластмассовые ножки, от которых нижняя стенка усилителя вокруг ножек постепенно окрашивалась. Как и сама поверхность. Это было совсем ненужное, и даже вредное дополнение, идущее в комплекте поставки.
Задняя панель аппарата пластмассовая, с дополнительными вентиляционными прорезями:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Выход на акустические системы реализован на проприетарных советских разъёмах. К этим не самым удачным разъёмам советского стандарта подходят вот такие специфические вилки:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Усилитель имеет всего три входа для источников звука, причём один из них предназначен для магнитной головки звукоснимателя:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Для подключения входов усилителя к современным источникам звука для его DIN-5 разъёмов усилителя пришлось спаять вот такие кабели:

Усилитель Вега 10У-120-стерео



Усилитель Вега 10У-120-стерео

Вот такой неплохой звуковой стереокабель был сделан из фабричного аудиокабеля Vivanco 41012 2RCA - 2RCA. Две его RCA вилки были срезаны, а вместо них с соблюдением правильной разводки стереоканалов была припаяна советская вилка типа СШ-5:

Усилитель Вега 10У-120-стерео



Усилитель Вега 10У-120-стерео

Собственный оригинальный сетевой кабель усилителя:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Вега 10У-120-стерео весьма экономичный усилитель с трансформаторным блоком питания. В режиме отсутствия сигнала на входах при подключенных к выходу акустических системах сопротивлением 4 Ома он потребляет от электрической сети всего порядка 10 Вт мощности. Это подтвердили собственные измерения:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Обмотки силового трансформатора устройства выполнены из достаточно толстого провода. Первичная обмотка содержит 900 витков эмалированного провода типа ПЭТВ-2 диаметром 0,45 мм в виде рядовой намотки. Вторичная силовая обмотка для двуполярного источника питания усилителя состоит из двух обмоток, каждая из которых содержит 73 витка провода типа ПЭТВ-2 диаметром 1,0 мм. У исправного силового трансформатора электрическое сопротивление первичной обмотки постоянному току должно составлять 27 Ом. Сопротивление каждой из вторичных обмоток постоянному току в норме составляет 0,46 Ома. Если при работе устройства силовой трансформатор сильно гудит, то его необходимо отпаять, снять с шасси, раскрутить крепёж, после чего несильными ударами молотка через деревянную проставку разобрать сердечник на две половинки. Или они вывалятся сами из каркаса с обмотками в случае совсем уж плохого состояния. После чего удалить остатки лака, краски и ржавчины, обезжирить органическим растворителем, и собрать трансформатор обратно, смазав все места контакта половинок друг с другом, а также отходящие друг от друга участки магнитных пластин сердечника эпоксидным клеем. Сразу же необходимо стянуть половинки сердечника штатным крепежом, и отправить трансформатор на сушку при комнатной температуре. После суток полимеризации эпоксидного клея можно устанавливать силовой трансформатор обратно в усилитель, правильно припаяв обратно выводы его обмоток. После такой доработки силовой трансформатор усилителя станет очень тихим, и гудеть перестанет.

Очень удобное дополнение - три дополнительные сетевые розетки на задней панели усилителя:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Притом одна из этих розеток коммутируется кнопкой включения сети усилителя. Что позволяет одновременно с ним подключать дополнительные устройства. Например, это может быть дополнительный предусилитель NFJ&FXAUDIO 6J1 с темброблоком, выполненный на операционных усилителях и паре радиоламп. Благодаря дополнительному темброблоку предусилителя, можно повысить общую сочность звучания в области низких и высоких звуковых частот. Для дополнительной коммутации входных источников звука можно использовать вот такой китайский недорогой RCA коммутатор на три входа:

Усилитель Вега 10У-120-стерео



Усилитель Вега 10У-120-стерео



Усилитель Вега 10У-120-стерео

Далее взглянем на этот замечательный бытовой усилитель звуковой частоты изнутри. Вид на разъёмы для подключения акустических систем на разобранном усилителе, со стороны заднего радиатора выходных транзисторов:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Снятая с усилителя печатная плата усилителей мощности и блока питания. Радиаторы выходных транзисторов сняты, блок переключателей П2К входов для профилактики заменён на новый блок:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Ещё одно фото этой основной платы усилителя со стороны радиодеталей:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Электролитические конденсаторы на данной печатной плате уже заменены на новые импортные. Вид на эту же печатную плату со стороны печатных дорожек и паек:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

А вот эта главная плата установлена обратно в усилитель, и подключена разъёмами:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

В целом электролитических конденсаторов в усилителе немного, его звуковые цепи выполнены в основном на неполярных надёжных и долговечных неэлектролитических конденсаторах. Общий вид на собранный усилитель сверху со снятым металлическим кожухом:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

В каналах предварительного усиления звука в усилителе использованы несколько микросхем, но в основном схема реализована на дискретных элементах. Выходные транзисторы усилителя комплементарные КТ 818Г и КТ819Г, по 2 шт. на канал, всего 4 шт. Они установлены на радиаторах внутри усилителя. Усилитель также имеет электронную задержку подключения акустических систем для подавления хлопка диффузоров НЧ динамиков в момент включения из-за переходных процессов, реализованную на единственной цифровой микросхеме усилителя К561ЛА7. Также имеется электронная защита выходных каскадов от перегрузки и короткого замыкания в нагрузке, есть электронная защита от перегрева выходных транзисторов. Кроме этого, на микросхеме К561ЛА7 реализована и дополнительная триггерная защита усилителей мощности. При срабатывании такой защиты один из каналов усилителя или сразу оба отключаются полностью, а светодиоды перегрузки переходят в режим непрерывного свечения.

Электронная защита от перегрева выходных транзисторов реализована на закрепленном на одном из радиаторов выходных транзисторов терморезисторе и схеме, управляемой по его показателям сопротивления. На входе каждого из усилителей мощности для обеспечения стабильности работы используется прецизионная микросборка на паре полевых транзисторов, выполненная в корпусе микросхемы. Схемы предварительных усилителей модели выполнены на двухканальных малошумящих операционных усилителях К157УД2. На такой же микросхеме выполнен усилитель-корректор магнитной головки звукоснимателя с подвижным магнитом подключаемого к усилителю электропроигрывателя (ЭПУ, граммофон).

Что интересно, в те годы государственная розничная цена стереоусилителя «Вега 10У-120 стерео» составляла относительно небольшие 185 рублей. А вот только каждый из 4-х выходных транзисторов КТ818Г и КТ819Г стоил в розницу в отделах радиодеталей советских магазинов 14 рублей. Несложно подсчитать, что из общей стоимости усилителя 56 рублей приходилось только на его выходные транзисторы.
Пара выходных транзисторов КТ819Г левого и правого каналов установлены через слюдяные изолирующие прокладки на общем радиаторе. На нижнем фото эти транзисторы, их радиатор временно снят:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Хорошо видны также две мощные катушки индуктивности, установленные на выходе усилителей мощности согласно качественной схемотехнике, принятой для серьёзных усилителей мощности.
А вот и два выходных транзистора КТ818Г левого и правого каналов, их общий радиатор также снят. Эти транзисторы устанавливаются на радиатор тоже через изолирующие слюдяные прокладки, крепятся небольшими болтами, а между их фланцами, прокладками и радиатором при установке на радиатор следует использовать теплопроводящую пасту:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

В процессе многолетней эксплуатации у «Веги-120» механическому износу подвергались только механические сдвоенные переменные резисторы регуляторов громкости, тембра и стереобаланса:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Реже изнашивались и ломались переключатели типа П2К коммутатора и фильтров. Также с течением лет могли высыхать электролитические конденсаторы советского производства, и иногда выгорали и снижали яркость от старости светодиоды. Переменные резисторы при желании можно заменить на новые, или вовсе не пользоваться ими, регулируя громкость и тембр силами современных внешних цифровых источников звука. Переключатели типа П2К отказывают редко. Светодиоды легко меняются на современные китайские. Немногочисленные электролитические конденсаторы советского производства в подобном усилителе на сегодня все поголовно нужно заменить на новые импортные такой же или несколько большей ёмкости, и не меньшего рабочего напряжения. Микросхемам, транзисторам, диодам и пассивным элементам типа резисторов, и неполярным конденсаторам в массе своей от хода времени ничего не будет.

Таким образом, после определённой профилактики и замены электролитических конденсаторов стереоусилитель «Вега 10У-120 стерео» способен отлично работать и в настоящее время. Его номинальная выходная мощность относительно небольшая, и составляет честные 10 Вт на канал на 8-омной нагрузке. Максимальная мощность усилителя составляет 25 Вт на канал. Подключение 4-омной нагрузки допускается, выходные каскады усилителя эту нагрузку вынесут легко. Но прибавки в мощности такая нагрузка даст немного потому, что в цепи выходных мощных транзисторов усилителя установлены относительно высокоомные мощные резисторы МЛТ-1 на 1 Ом. Как это уже указывалось выше. На эти резисторы завязана и электронная защита выходных каскадов, которая будет чрезмерно ограничивать выходную мощность каждого канала усилителя на 4-омной нагрузке. При работе с высокой выходной мощностью на 4-омных акустических системах мощные резисторы МЛТ-1 на 1 Ом могут внешне обгореть, хотя полностью они и не сгорят. Именно поэтому, если этот усилитель предполагается эксплуатировать при высокой мощности на 4-х омной акустике, резисторы МЛТ-1 на 1 Ом в цепи выходных транзисторов, а их там всего 4 штуки, рекомендуется заменить мощными обычными или проволочными резисторами сопротивлением 0,5 Ома подходящих габаритов. В итоге мощность на выходе усилителя может возрасти до 30-35 Вт. на канал при 4-омной нагрузке. Если на 4-омной акустике не предполагается использовать усилитель на полную мощность, никаких переделок, связанных с заменой выходных мощных резисторов, можно и не осуществлять.
Стоит обратить пристальное внимание на величину выходного напряжения двухканального стабилизатора на +-12V. Иногда стабилитроны КС512А, которые стабилизируют это напряжение, и управляют ключевыми транзисторами стабилизатора КТ814Б и КТ815Б, от возраста могут давать дрейф. Поэтому при малейших подозрениях их стоит заменить на новые парой. Для замены стабилитронов КС512А отлично подходят стабилитроны типа Д814Д. Этим стабилизированным двуполярным напряжением питаются все предварительные каскады усилителя, а также все микросхемы сдвоенных малошумящих операционных усилителей типа К157УД2.
Контроль напряжения на плечах указанного стабилизатора на двух нижних фотографиях. Контроль плеча стабилизатора на -12V:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

Контроль плеча стабилизатора на +12V:

Усилитель Вега 10У-120-стерео

В исправном усилителе при отсутствии сигнала в режиме паузы в акустических системах слышен только лёгкий слабый розовый шумок. Фона на выходе нет совершенно. Рабочий диапазон частот усилителя находится в диапазоне 20-20000 Гц, а коэффициент гармонических искажений при небольших уровнях громкости не превышает 0,1% на каждый канал. При номинальной выходной мощности коэффициент гармоник составляет по паспортным данным 0,3%. Звучание исправного и отлаженного усилителя мягкое, чистое и комфортное. По качеству оно на голову превосходит звучание многих современных микросхемных китайских усилителей и активных акустических систем со встроенными УНЧ.
Время использования Более 30 лет.
Стоимость 185 ₽
Год выпуска/покупки 1987
Общее впечатление Made in USSR. Вполне актуален и сегодня.
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву73

Kotya92
Хорошая вещь, уже и инженеров создавших её нет наверно.
viktorh71
Эта техника создавалась, чтобы работать десятилетиями.
loggin
И опять гетинакс. :)
Да, действительно, в конце 80-х наши аппараты по дизайну были весьма симпатишными. А за эти самые разъемы для подключения АС я бы прям вот по башке настучал изобретателю.
Vladsl
Да, такие разъёмы для подключения АС неудачные, но во второй половине 80-х в приличных моделях советских усилителей их постепенно стали вытеснять винтовые. А гетинакс был в большинстве отечественной аппаратуры тех лет выпуска. Однако в той же аппаратуре производства челябинского ПО "Полёт" аппаратура первого класса выполнялась на стеклотекстолитовых печатных платах, а второго-третьего класса - на гетинаксовых. Притом в военной радиотехнике типа радиолокаторов, которую выпускали в те годы на ПО "Полёт", и на которую этот радиозавод был заточен, использовался исключительно стеклотекстолит, причём двухсторонний.
imant
все почитал очень познавательно спасибо.слушаю и сейчас вегу 10у 120 с колонками с-30 все хорошо.прослушивается в паузах музыки небольшой фон виде гудение так должно быть? в принципе несильно мешает.так на будущие как это исправить.
Vladsl
Нет, так не должно быть. У усилителя Вега 10У-120-стерео в колонках при отсутствии сигнала, благодаря достаточно навороченной схеме оконечных усилителей, и правильной разводки общего провода и силовой шины питания оконечных усилителей, фона в паузе в норме нет вообще. Есть только чистый и слабый розовый шумок при выведенном влево регуляторе громкости. Этому способствует и общая печатная плата оконечных усилителей, а также блока питания в виде мощных выпрямительных диодов КД202В, и стабилизаторов для питания предварительных усилителей с темброблоком. Там всё выполнено печатным монтажом, а не проводами, что обеспечивает повторяемость характеристик у разных экземпляров усилителя.
Причиной фона с большой долей вероятности могут быть потерявшие ёмкость электролитические конденсаторы фильтрующих цепей питания. Или какие-либо незаводские изменения в схеме усилителя, а также последствия его неквалифицированного ремонта. Также фон может быть от ухода с "0" средней точки усилителей мощности. Для диагностики этого дефекта нужно измерить постоянное напряжение на акустических системах, подключенных к усилителю, при полном отсутствии входного сигнала. В норме оно должно быть равным "0", или очень близким к этому.
Pishitepodelu
шшикарный отзыв!
Kevlad
Вещь!!! Уважаю эту технику (у самого проигрыватель винила "Вега-109")…
Виктория Волкова
хорошая техника!
Reader73
Помню-помню…
imant
Я отключил плату для наушников и фон стал намнога меньше.Автор смотрю вы добавили 2 электролита по питанию зачем?
imant
Спасибо создателям за вега у120 это просто шедевр.Прост в ремонте если знаешь как и что делать прощает ошибки.Нужно заменить только электролиты их там немнога.промазать регуляторы и все.
Vasyta58
промазать регуляторы и все. Скажите, а чем промазать ?
Тётя Оля
Теперь я знаю, как выглядит наш усилок изнутри)
Andrey Br
Данный усилитель является продуктом периода развала советской промышленности во второй половине 80-х. Предприятия вынуждены были бороться за выживание и всячески пытались удешевить себестоимость продукции. Именно в этот период вместо дорогого и сложного в обработке алюминия, для изготовления передних панелей стали применять дешевое пластмассовое литьё. Вся аппаратура, включая и этот усилитель, стала выглядеть как китайские "балалайки". Видимо также стремясь максимально удешевить себестоимость, разработчики отказались от использования стандартной схемы защиты АС с реле на выходе, и наворотили собственную ужасную защиту. Схема защиты в этом усилителе настолько неадекватна, что практически все мастерские отказывались принимать усилитель на ремонт. К тому же платы из гетинакса очень плохо переносят пайку, дорожки отваливаются при малейшем перегреве. Тонкомпенсация в нем примитивная, осуществляется только по нижним частотам, высокие при понижении громкости не компенсируются. Соглашусь, что звучит усилитель не плохо и даст фору многим китайским активным компьютерным колонкам нижнего и некоторым среднего ценового диапазона. Но чуда ждать не стОит, схемотехника и качество радиодеталей шагнули далеко вперед за это время. Да и мощности в 10 Вт, хоть это и полноценные советские ватты, все-таки маловато.
Vladsl
В 1987 году даже намёка не было на развал советской промышленности. Пластмассовые передние панели в подобной массовой аппаратуре тех лет - общемировой тренд по тем временам. В конструкции корпуса данного аппарата использовано много металла.
В усилителе "Электрон-103-стерео" разработки 1974 года передняя панель тоже выполнена из пластмассы.

Тонкомпенсация по низким частотам в этой "Веге" нормальная для случая, когда используется переменный резистор - регулятор громкости без дополнительных отводов. Тонкомпенсацию по высоким там несложно добавить подпайкой двух керамических конденсаторов в несколько сотен пикофарад на два канала, впаиваемых между средним и крайними выводами резистора, регулятора громкости.

Со схемой задержки подключения акустики в норме проблем нет. В ремонте эта схема не нуждается, если по усилителю не лазить с отвёрткой, и неквалифицированно не лезть в его схему. Там всем управляет микросхема К561ЛА7, при нужде её можно заменить на ИМС К561ЛЕ5. Номинальной мощности в 10 Вт. на канал вполне хватит для озвучивания небольшой комнаты.

В целом для своей вполне скромной цены и при хорошей схемотехнике, "Вега 10У-120-стерео" очень достойная модель первого класса. Если желали в те годы большей массы, мощности, и панель из литого алюминия, то вполне могли приобрести усилитель уже высшего класса, который стоил вдвое дороже этого
Усилитель Одиссей У-010
Аппарат высшего класса безо всяких оговорок.
Katalon6
Прям елей на душу. Я правда в электронике дуб, но пользовался такой техникой, у нас был свой ВИА.
Vladsl
Самый первый отечественный бытовой стереоусилитель, который использовали в том числе небольшие советские ВИА в 1970-х - "Электрон-20". В своё время приходилось такой ремонтировать. Сейчас на него можно было бы взглянуть с удовольствием, особенно внутри, но нет такого в наличии.
Katalon6
Точно Электорон , такого зеленого цвета, а в армии мы пользовались ЭСКО 100, наверно неправильно написал, но суть в том ,что он был с реверсом, с магнитной такой пленочкой, который создавал эффект эха.Помните такой?
Vladsl
Да, ЭСКО помню - эстрадный комплекс, усилитель с колонками. Это уже было профессиональное звуковое оборудование.
Silvercapa
Увы, это не усилитель, сегодня он не актуален, совсем((
Vladsl
Порадую вас, что за тридцать лет в этой сфере прорывов нет. И грабли в этой области всё те же самые - шумы, фон, нелинейные искажения. Именно на них и наступают современные китайские усилители. В этом плане усилитель "Вега 10У-120-стерео, если ему сделать профилактику в виде замены немногочисленных электролитических конденсаторов, вполне даст фору китайским усилителям. О продукции японских и других приличных фирм речи не идёт - у них совершенно другая ценовая категория, а также практически никакая ремонтопригодность.
Silvercapa
Ну я про китайские не говорил))
Японцы тех-же лет, куда лучше звучат, да, стоят дороже, но считаю своё они оправдывают. А про ремонтопригодность, улыбнули, всё прекрасно чинится)) Частенько ношу своему другу-мастеру на профилактику-починку-настройку.
Vladsl
Ну про "лучше звучат" это ерунда, на уровне баек и ощущений. Ещё в начале 1980-х отечественными радиолюбителями-энтузиастами было установлено, что феномен так называемого "транзисторного звучания" исчезает при коэффициенте гармоник менее 0,05% в рабочем диапазоне частот УЗЧ. А остальное - полоса рабочих частот и соотношение сигнал/шум сходные у хороших усилителей. А вот в остальном это истории из серии "вот я аудиокабель заменил" на входе усилителя, и он по-настоящему запел после этого, или типа подобных. Для меня больше на качество звука влияет степень корректировки на подъём НЧ и ВЧ темброблока, и наличие тонкомпенсации. Про выходную мощность мы не говорим, усилитель в основном большую часть времени в жилье с соседями типа квартир работает на малых уровнях громкости. Так что в итоге: низкий уровень коэффициента гармоник на малых уровнях громкости менее 0,05%, линейный диапазон рабочих частот минимум в диапазоне 20-20000 Гц, а лучше до 40-60 кГц, полное отсутствие фона и наводок в паузе, отсутствие самовозбуждения, шум в паузе практически не слышимый, чтобы его трансформатор не гудел, регуляторы не трещали при вращении, если они механические. Также необходим хороший пиковый запас выходной мощности, желательно транзисторные выходные каскады на комплементарных парах мощных транзисторов - этого вполне достаточно для современного усилителя звуковой частоты. Всем этим требованиям удовлетворяет
Усилитель Одиссей У-010
Аппарат высшего класса безо всяких оговорок.
выпуска 1987 года. А "Вега 10У-120-стерео" его младший брат из той же самой эпохи. Об усилителях с MOSFET транзисторами в выходных каскадах мы пока речи не ведём, хотя они могут приближать звучание транзисторного усилителя к звучанию лампового.
Silvercapa
Ммм, ну как Вам сказать, у меня примерно с десяток усилителей. Некоторые из них я различить на слух не могу, а у каких-то разница видна, точнее слышна сразу. Данная Вега, весьма слабый усилитель, не только в плане мощности. Хотя мощности тоже очень мало, на низкочувствительную акустику будет играть с перегрузками. Ваш Одиссей, вполне неплох я думаю, возможно, если встретится в отличном состоянии, куплю в коллекцию, думаю, на хорошие колонки поиграет неплохо. Сейчас у меня из советских, только Эстония010. Играет хорошо, но капризный((
Vladsl
Некоторая проблема как у полного усилителя "Одиссей У-010", так и у УМ "Эстония-010" - выходные комплементарные мощные кремниевые транзисторы КТ818ГМ/КТ819ГМ. Они плохо работают на частотах усилителя свыше 50 кГц. Из-за недостаточных частотных свойств в их переходах К-Э возникает сквозной ток на этих ВЧ частотах. Из-за этого при проверке усилителя с помощью генератора на частоте свыше 50 кГц у "Одиссей У-010" эти транзисторы вообще пробивались от сквозного тока при работе с высоким выходным напряжением на выходе, и отключенной нагрузке в виде эквивалентов АС. Этот сквозной ток также приводит к некоторому росту коэффициента гармоник при работе усилителя в звуковом диапазоне на высоких частотах до 20 кГц.
Улучшить ситуацию может замена КТ818ГМ/КТ819ГМ на транзисторы КТ864/КТ865 в таких же корпусах, которые обладают намного лучшими частотными свойствами. Но проблема в том, что их сложнее достать. А в целом схемотехника оконечных усилителей у "Одиссей У-010" и УМ "Эстония-010" схожая. Но у "Одиссей У-010" более мощный блок питания и мощный стабилизатор для питания УМ, а у УМ "Эстония-010" этого нет. Но проблема КТ818ГМ/КТ819ГМ общая дли них обоих.
Максим Сибирь
Здравствуйте! этот усилитель колонки 25 АС -109 потянет?
Vladsl
АС 25АС-109 на 4 Ом (4-омный 25ГД-26Б в низкочастотном звене), а Вега 10У-120-стерео рассчитана на нагрузку 8 Ом. На практике усилитель Вега 10У-120-стерео успешно работает на нагрузку 4 Ом. Однако для получения большей выходной мощности желательно заменить 1-омные резисторы МЛТ-1 в цепи выходных транзисторов на проволочные резисторы 0,5 - 0,7 Ома, или параллельно имеющимся МЛТ-1, их там 4 штуки, включить такие же резисторы на 1-2 Ома. Тогда максимальная мощность на выходе на 4-омной нагрузке у Вега 10У-120-стерео составит примерно 30-35 Вт на канал. Хотя для 4-омной нагрузки вполне можно обойтись и без этих переделок, но при длительной работе усилителя с высокой выходной мощностью 1-омные резисторы МЛТ-1 могут немного обгореть, а выходная мощность по факту будет не более 25 Вт на канал. Блок питания усилителя и выходные транзисторы КТ818Г/КТ819Г без проблем потянут нагрузку в виде акустических систем на 4 Ома.
imant
Здравствуйте! этот усилитель колонки 35 АС -212 потянет?
Vladsl
Написанное выше в комментариях о 4-омной акустике 25АС-109 полностью подходит и для 4-омных 35АС-212. Для озвучивания комнаты при работе 35АС-212 усилитель "Вега 10У-120-стерео" вполне подойдёт. Но для нормальной раскачки АС 35АС-212 нужен усилитель с номинальной выходной мощностью 35-50 ватт на канал на 4 омах. Хотя на практике АС 35АС-212 на большой громкости слушаются очень редко, и в большинстве случаев усилителя "Вега 10У-120-стерео" им вполне хватит. Запас мощности на выходе усилителя ЗЧ нужен в основном для интенсивного воспроизведения низких частот, и хорошей перегрузочной способности на пиках звукового сигнала.
imant
Очень громко неслушаю.
imant
спасибо.вега звучит хорошо с90 всего хватает.страно уменя на панели вега у120 без 10у.мне предложили свой у-101 поменять на у120.я согласился.утверждали вега будет помощней.при прослушивание музыки может вч больше и нч немнога другие.так особо разницы незаметил.
Vladsl
У "Радиотехники У-101" напряжение питания выходных каскадов УМ составляет +-25V, у "Веги 10У-120-стерео" номинальное напряжение питания УМ +-23V, по факту оно также около +-25V. Выходные каскады у них схожего плана, а габаритная мощность силового трансформатура у "Веги 10У-120-стерео", пожалуй, чуть больше, чем у "Радиотехники У-101". Таким образом, у них практически одинаковая выходная мощность на нагрузке 8 Ом, а на 4 омной нагрузке "Радиотехника У-101" должна быть на несколько ватт мощнее вследствие более низкоомных в 0,5 Ом резисторов в цепи выходных транзисторов. В "Радиотехнике У-101" выходные транзисторы типа КТ805/КТ837 работают в параллельном включении
Усилитель Радиотехника У-101
Раритетная электронная вещь. Много фотографий.
imant
спасибо.значит я непрогадал. чем понравилась вега лучшие выходные кт818 кт819.стабилизаторы в тб уже стоят.есть маленький фон.пока не мешает.
Vladsl
Для повышения в усилителе "Вега 10У-120-стерео" выходной мощности процентов на 30-50 на нагрузке 4 Ом стоит заменить резисторы МЛТ-1 1R (1 Ом) в цепи выходных транзисторов, их там 4 штуки, любыми мощными резисторами на 0,5R (0,5 Ом) подходящих габаритов, и мощностью не менее 1 Вт. Плюс параллельно каждому фильтрующему электролитическому конденсатору блока питания 5000мкфx25В, их там два штуки, включить импортные электролитические конденсаторы на 4700.0x35V (50V). Или вовсе заменить их импортными электролитическими конденсаторами 10000.0x35V (50V).
imant
не мне нравится оригинал.не сильно хочется лезть. меньше фонил мне посоветывал владелец веги убрать шлейф который идет от наушников на плату.собираюсь сделать.да электролиты заменю спасибо.
Vladsl
Не трогайте этот шлейф, там максимум кто может портить звук, так это контактная группа переключателя наушников. Можно просто пайкой закоротить его контакты. В любом случае, на фон это никак не повлияет. Для борьбы с фоном нужно увеличить ёмкость фильтрующих конденсаторов.
imant
привет советуют усилить дорожки на плате проводами идущие от питание к унч.нужно ли это обязательно?
Vladsl
Это излишне.
imant
большое спасибо.вот еще вопрос заметил около выходных не прикручен транзистор к радиатору стоит наоборот.так дожно быть? Вега 10у - 120с - хороший усилитель! ИМХО
Vladsl
В норме там на каждом из каналов должен быть установлен кремниевый транзистор средней мощности КТ601АМ. Он прикручивается к радиатору выходных транзисторов, следит за его температурой, и работает в цепи смещения выходных транзисторов, регулируя их ток покоя. При нагреве радиатора нагревается и транзистор КТ601АМ, таким образом уменьшая ток покоя в цепи мощных выходных комплементарных транзисторов КТ818Г и КТ819Г.
Если он стоит наоборот, то это или колхоз, или установлен кремниевый транзистор другого типа, у которого выводы эмиттера и базы находятся наоборот по сравнению с транзистором КТ601АМ. Ток покоя в цепи транзисторов КТ818Г и КТ819Г в норме должен быть порядка 30-50 мА. Чем он ниже, тем больше искажения типа "ступенька" на малых уровнях громкости, но в то же самое время меньше нагрев транзисторов КТ818Г и КТ819Г в покое.
Если транзистор КТ601АМ или аналогичный вместо него не прикручен к радиатору выходных транзисторов, то в этом в принципе нет ничего страшного. Однако тогда не будет автоматического уменьшения тока покоя при нагреве выходных транзисторов. На схеме усилителя подстроечными резисторами R55 и R56, которые включёны в цепь базы транзисторов КТ601АМ каждого из стереоканалов, можно регулировать ток покоя каждого канала усилителя мощности. При обрыве выводов указанных транзисторов КТ601АМ или их неправильной впайке в схему выходные транзисторы КТ818Г и КТ819Г выйдут из строя вследствие пробоя.
imant
точно не колхоз.как я понимаю это был поздний вариант 91г.10у 120с. в у120 .транзистор вт-15 прикручен к радиатору.
imant
что вы думаете об этом.для того, чтобы полностью раскачать каскад с ОК, ему на вход надо подать напряжение, превышающее напряжение питания на величину Uпор, т.е для кремния это примерно 0,7В - именно поэтому в У101 и источник питания УН выполнен более высоковольтным…в Веге этого нет, т.е, максимально достижимый размах ограничивается не напряжением насыщения Uк-э выходных т-ров, а размахом на выходе каскада УН… :) …но даже до этого момента Веге не дотянуть, ибо там вступает в работу лимиттер выходной мощности - каскады на т-рах VТ19, VТ20, "…мягко ограничивая…"… :) …амплитуду на выходе УН… :) …опять таки, ВК в Радиотехнике - это тройка дарлингтона с параллельной последней ступенью, а в Веге - обычная двойка, чисто эмпирически выигрыш от запараллеливания ВК по размаху сигнала равен Uнас к-э в квадрат/2U нас к-э, т.е выигрвш уже более чем существенен… У "Радиотехники У-101" напряжение питания выходных каскадов УМ составляет +-26V
у "Веги 10У-120-стерео" номинальное напряжение питания УМ +-23V,

…а по факту оно +/-23В только на холостом ходу.
imant
…80 Ватт у Веги против 100Ватт у Радиотехники, причем, при нагрузке обоих каналов до клипирования синусом в 1кГц в У101 выходное напряжение питания каждого плеча уменьшается до 19В, а у Веги - аж до 14В, полная выходная мощность (обоих каналов) доработанной У101 с парой 818/19 в выхлопе равна примерно 32…34Вт, в то время как Вега не дотягивает и до 25… :) …причем, при совершенно разный искажениях - у Веги это более 2% против 0,1 у 101-й - сказывается токовое голодание выходного каскада Веги… :)

…про "…резисторы и доработки…" не надо - все уже придумано до вас и лучше вас… :) …кстати, первые модули УНЧ-50-8 шли с проволочными резисторами 0,3 Ом (схема в мануале соответствует) - и лишь потом их стали менять на 0,5 Ом (2 шт МЛТ-0,5, а не МЛТ-1, которые туда попросту не впихнуть из-за габаритов) - сделано это было для снижения количества отказов из-за отвратительного качества КТ805/КТ837 (большие обратные токи и потеря h21э с ростом оного)
Vladsl
Не замечал отвратительного качества у транзисторов КТ805/КТ837 1980-х годов выпуска. У таких и у других отечественных транзисторов 1990-х годов выпуска качество действительно резко упало. Коэффициент передачи тока h21э для выходных каскадов УНЧ особой роли не играет, но лучше, когда он выше, и обязательно должен быть примерно одинаковым у комплементарных пар транзисторов.
imant
я вот вступился за вегу.вот такое мнение.
Vladsl
Для увеличения выходной мощности усилителя "Вега 10У-120-стерео" можно домотать несколько витков провода типа ПЭЛ-1.0 или аналогичного на каждую из полуобмоток силового трансформатора, там для такой намотки имеется место. А затем подключить эти домотанные обмотки последовательно с заводскими вторичными обмотками, обязательно в фазе. Для такой намотки трансформатор придётся полностью отпаять, снять с усилителя, раскрутить, после чего расклеить половинки его ПЛР сердечника мягкими ударами молотка через деревянную прокладку. Далее наматывается один слой провода ПЭЛ-1.0 до заполнения каркаса на каждую из полуобмоток, всего 10-15 витков на каждую полуобмотку. И лучше от них сделать дополнительный отвод для подборки нужного напряжения на выходе. После чего половинки сердечника на стыке смазываются эпоксидным клеем, трансформатор собирается и скручивается обратно, затем сушится сутки до отверждения эпоксидного клея.

Затем трансформатор устанавливается на место, и к нему припаиваются провода усилителя. Домотанные обмотки включаются со штатными в фазе (начало одной обмотки к концу другой). Достоинство разборки и дальнейшей склейки эпоксидным клеем сердечника силового трансформатора в том, что если всё сделать правильно, трансформатор после склейки и сборки перестанет гудеть, и станет работать бесшумно. В принципе, эту работу можно сделать и без намотки дополнительного провода, чтобы сделать трансформатор усилителя бесшумным в работе. На одной из фотографий в отзыве на катушке силового трансформатора видны выводы такой дополнительной обмотки. Но в дальнейшем от её использования отказались, и схему блока питания вернули к заводскому состоянию. Выходная мощность - это не главное, и на практике большую часть времени такой усилитель используется с невысокой выходной мощностью порядка нескольких ватт на канал.

Таким образом, после выпрямления на выходе блока питания усилителя получится напряжение +- 27-30 вольт (всего 54-60V), или около этого. Также нужно заменить резисторы МЛТ-1 R77 - R80 на 1R в цепи выходных транзисторов мощными 2Вт. проволочными или обычными резисторами на 0,5R. Также придётся отрегулировать ток покоя выходных транзисторов каждого канала до нужных значений. При такой доработке крайне желательно снабдить транзисторы предвыходных каскадов VT23 - VT26 типа КТ814Г и КТ815Г, а также транзисторы VT1 и VT2 типа КТ814Б и КТ815Б в стабилизаторе на +-12V дополнительными маленькими радиаторами в виде прикрученных к ним небольших алюминиевых пластинок. Кроме этого, нужно будет заменить 25V электролитические конденсаторы фильтра блока питания 35V, а ещё лучше 50V конденсаторами. Притом их ёмкость должна быть не менее 5000 мкФ, а лучше если она будет 10000 мкФ. В итоге на нагрузке в 4 Ом можно будет получить выходную мощность в 40-50 Вт, а на нагрузке 8 Ом 30-40 Вт на каждый канал. При такой доработке общая надёжность работы усилителя немного снижается, но его схема вполне выдерживает подобное повышение напряжения питания. В любом случае, такая доработка будет осуществляться на собственный страх и риск, она проверялась на практике, и работает как сказано.

Любой трансформаторный источник питания даёт просадку напряжения на выходе при росте токовой нагрузки. В частности, напряжение источника питания усилителя "Вега 10У-120-стерео" с номинальных +-23V при работе с мощностью 20Вт на канал на нагрузке 8 Ом проседает примерно до +-18V, а на нагрузке 4 Ом проседает ещё больше. Это норма, и такое напряжение проседает тем меньше, чем мощнее силовой трансформатор, и чем толще провод, которым выполнены его первичная и вторичная обмотки. Для того, чтобы это напряжение не проседало, в цепи питания некоторых моделей мощных советских усилителей использовались мощные стабилизаторы напряжения. В частности, так сделано в этом усилителе
Усилитель Одиссей У-010
Аппарат высшего класса безо всяких оговорок.
imant
за подержку спасибо.посмотрим что будет.
imant
vlad. не только уменя такой казус.вот пишет владелец У меня есть 2 эти якобы одинаковые веги.

Одна 1988-го года, на ней VT15,16 (КТ601АМ) прикручены к радиатору правильно. Другая 1992г, и на ней VT15(16) стоят "лицом" к радиатору и даже не прикручены.А всё потому, что у второй (92г), дорожки разведены чуть иначе, но при этом схема соблюдена.

Со стороны деталей, в обоих вариантах, усилители выглядят идентично, кроме этих VT15(16), это и ввело в заблуждение :)

А дорожки чуть отличаются. Но в обоих случаях эмитер VT15 идёт на базу VT23.

плата с нормальным креплением к радиатору (88г)Почему разработчики решили поменять положение VT15, не понятно, но ясно, что разворачивать его не нужно
imant
подумал может так и оставить ведь работала раньше. боюсь прикончить вегу.так вот откуда фон.у знакомого тоже вега у120 фона нет говорит ничего там не менял.
Vladsl
Нужно проверить конденсаторы C1 и C2 на 5000.0 мкФx25В на исправность, сохранение ёмкости и отсутствие утечек. Также измерить напряжение на эмиттерах транзисторов VT1 и VT2 стабилизатора, там должно быть +12V и -12V соответственно. Если имеются отклонения, то в неисправном плече для начала нужно заменить стабилитрон VD5 или VD6 аналогичным стабилитроном на 12 вольт стабилизации. У этих стабилитронов может быть дрейф параметров, при котором их нужно заменить на исправные. Если в схеме усилителя никто ранее не ковырялся, фона на выходе в норме быть не должно.
imant
да я все уже поменял и вольтаж проверял.напоминает фон тихого работающего трансформатора в колонке.бог сним не мешает пока и ладно.
imant
vlad.продолжать спор или это хроника.откуда этого подростка столько ненависти…незная меня называет меня юным .вот его комментарии если это можно так назвать. …вапще, там надо тупо плату переразводить, ибо это г. на палке…собственно, я так и сделал…

…а если охото опер поменять - то лучше сварганить переходную плату и поставить нормальный (я так и делал поначалу) .т.е, вы наивно полагаете, что просто добавив проволоки к некудышному трансформатору ТОЙ ЖЕ ГАБАРИТНОЙ МОЩНОСТИ ВЫ КАК-ТО РЕШИТЕ ВОПРОС…?…не нужно, ибо в случае козы к-э эти два ватта никого не спасут, а по дефолту и одного достаточно…если менять - то на С5-16, допускающие кратковременную тридцатикратную перегрузку…

…если уж переделывать - то начинать надо с каскада УН… :)

…номинал R41, R42 никому не показался странным…?… :) …закоротить их к нехорошим собакам…

…к тем же собакам отключить клип-лимиттер, который держит конец за яйца…

…переделать ВК по прообразу У101 применительно к двойке, т.е эти резисторы на 2Вт, которые юнош рекомендует поменять, перенести в эмиттеры ВК - их назначение - введение местной ООС для снижения проявлений эффекта Эрли в ВК , а здесь горе-конструкторы сделали из них датчики тока… :)

…вапще, вся веговская относительно поздняя (середина 80-х и далее) техника - тупо унылое …, даже в сравнении с остальным совком - что по схемотехнике, что по эргономике - дешевая мутнеющая пластмасса со слезающими надписями…тьфу
Vladsl
О том, чтобы лезть в схемотехнику этого усилителя, речи не идёт. Он хорош в своей аутентичности. Если такой усилитель конца 1980-х годов выпуска, то ему нужно сделать профилактику в виде замены всех электролитических конденсаторов на новые импортные, и желательно брызнуть смазкой типа WD-40 в переключатели П2К и переменные резисторы. При необходимости в случае износа переменные резисторы, особенно регулятор громкости, заменить на аналогичные новые. Также, если силовой трансформатор гудит, имеет смысл разобрать и переклеить его ПРЛ сердечник так, как указано выше. И ещё стоит заменить старые советские светодиоды типа АЛ307КМ, в этом усилителе их три штуки, и они от времени сильно садятся, на новые более яркие китайские светодиоды нужного цвета и в таких же корпусах, им цена копейки. Больше с этим усилителем ничего делать не нужно.
Если нужна большая выходная мощность, стоит подыскать другой, более мощный усилитель, и всё на этом.
imant
vlad.вот что рассказал инженер ПО "Вега".В случае разворота этих транзисторов потеряем усилитель. История такая. Сначала ставили эти транзисторы на винт к радиатору металлом через слюдяную прокладку. Затем для удешевления переделали печать, развернули эти транзисторы и стали крепить без слюды. Но транзисторы стали лопаться при креплении. Тогда и отказались от винтов вообще. Это снизило динамику изменения тока покоя на температуру, но через определенное время цель все-таки достигалась. Думаю это никак не ухудшает термостабилизацию усилителя, т.к. изменение тока покоя - очень медленный процесс.
imant
мне подарили вегу у120.сейчас уменя их две .последния с прикручеными транзисторами к радиаторам.
Анахорет
818 и 819 транзисторы были и в других, металлических корпусах, о двух ногах. Допустимая мощность была больше
Анахорет
Сколько, интересно, ламп было в этой электролине? 12 задающих генераторов, каждый на двойном триоде… Делители частоты… Было три октавы… Усилок. Стоила эта бандура рублей 600. Как очень хорошая корова). Как далеко ушла техника…
Анахорет
Читал с особым интересом. Ностальгия… Электрон 20 делали у нас в Арзамасе на приборостроительном заводе, (оборонка). Такие у нас в ВИА были, только на микрофон шел "иносранец" "Регент". Помню, у меня на басу во время выступления задымила колонка. Я её отрубил, надеясь дотянуть на одной. Не вышло. Шарахнул электролитический на выходе, обосрав всю плату… Ушедшая эпоха…
Vladsl
Интересно насчёт усилителя "Электрон-20". Последний раз держал в руках и ремонтировал такой усилитель выпуска 1974 года, ещё учась в школе. Внутри него восхищало всё, и даже его колонки открытого типа с пенопластовыми перегородками казались совершенством. "Электрон-20" - первый советский бытовой транзисторный стереофонический усилитель 1 класса образца 1972 года. О таком тогда только приходилось мечтать. Но насколько известно, их делал Муромский завод радиоизмерительных приборов. А вот Арзамасский приборостроительный завод здесь какое принимал участие?

Для меня усилители "Электрон-20" и "Электрон-103" - советские легенды. В своё время в 1980-е годы приобрёл с рук "Электрон-103" в полностью заводском состоянии. Затем постепенно реставрировал его - заменил на новые блок переключателей П-2К и все переменные резисторы, а также советские электролитические конденсаторы на современные импортные. Переклеил декоративную плёнку на металлическом футляре корпуса. В настоящее время данный усилитель "Электрон-103" находится практически в идеальном состоянии, а все его печатные платы выглядят так, будто только сошли с конвейера. Об этом усилителе на сайте имеется отзыв. А вот усилитель "Электрон-20" для реставрации найти не удалось, хотя я от такого красавца совсем не отказался бы.
Анахорет
В закромах пединститута валялась более древняя модель, не помню марку. Еще ламповая, с двухтактным трансформаторным выходом на генераторных лампах, если не изменяет память, ГУшки пятидесятые. Не рабочая. А вот то, что сейчас зовется синтезатором, было электролиной, кажется "Светлана". Полностью ламповая. Задающие генераторы на лампах 6Н2П, каждый подстраивался потенциометром, настройка уходила… Одно удовольствие настраивать каждый раз…Хорошо, хоть не каждая нота 3 октав. Дальше шли делители. Из эффектов - амплитудное вибрато. А педальки сами клепали. Фузз, квакушку… Это было супер и предмет гордости.
Vladsl
Ламповая звуковая техника - это уже легенда из прошлого. С такой сталкиваться не приходилось, хотя в своё время приходилось мастерить несколько конструкций на радиолампах. Да и цветной телевизор УЛПЦТ "Рекорд-705", который отец купил в 1975 году, не давал скучать, и требовал регулярных ремонтов. А ведь в нём генератор на мощных радиолампах типа пентода 6П45С и выпрямительного кеноторона 3Ц22C вырабатывал 25 киловольт напряжения, сопровождаемых мягким рентгеновским излучением от работы ламп. Эдакая ламповая рентгеновская установка на тумбочке, страшно вспомнить этого лампово-транзисторного монстра весом за 60 кг.
Анахорет
Знаком агрегат. У нас в области больше Чайка шла, но УЛПЦТ есть УЛПЦТ. Нижегородские телевизионный, потом НИТЕЛ, одно время выпускавший одноименный ящик четвертого поколения. Дохли микросхемы электронного управления, года не работали. Ныне почивший завод. Поговаривали, что этих монстров СССР продавал в десяток стран. При чём не только в такие, как Монголия… В Англию шли. Правда, спец модель, вроде. А Воронежский, вроде, тлеет пока. Корейский Ролсен, вроде, клепает… Хотя… Не уверен.
Vladsl
Жалко все советские радиозаводы. В 90-е - 00-е их уничтожили столько, что Гитлеру завидно бы показалось. Наш челябинский радиозавод "Полёт", который выпускал аппаратуру под маркой "Россия", а в основном выпускал локаторы для военной и гражданской авиации, душили, душили, да всё ещё не смогли задушить. Но большую часть его территоии оттяпали, а она в центре города, рядом с вековым лесным бором, и застроили высотками. А часть цехов буквально за последние несколько лет перестроили в магазины и ТРК. Что они творят, уму непостижимо, уничтожая отечественную промышленность.
Vladimir316637
У нас хороший большой стадион был - "Локомотив", спорт нафик … не нужен, теперь там рынок, шмотки продают.
Про усилки почитал, повспоминал, у самого были Бриг, Барк. Друзьям такие и Амфитон ремонтировал. Более падкая на излом была Радиотехника 020, часто оконечники летели/перегрев. Сейчас в магазинах мощнющие динамики продают, гм!, тогдаб такие!
Анахорет
Знакома марка по приёмнику Эфир, одному из первых транзисторных стационарных и стереопроигрыватель был "Россия". Забанят. Я как-то высказался в комментариях о телепередачах - удалили, сочли за политику.
02RUS
VlAD! Огоромное спасибо за отзыв! А если сказать точнее, за экскурс в историю… И за ностальгию! Я тоже приобрёл данный аппарат более 30-ти лет назад, будучи студентом нефтяного института, "крутил" на нём дискотеки в общежитии… Кстати, диск-жокеем (или, как сейчас говорят, ди-джеем) я стал чуть раньше, в рядах СА, где второй год службы провёл в гарнизонном офицерском клубе… Тогда у меня "на вооружении" были БАРК-001, S-90, "Гармония", какя-то "вертушка" высшего класса, про магнитофоны уже не помню… И "цветомузыку" сам собирал, и тринисторы доставал… :-) Так о чём это я?… Ах, да!! Впоследствии "Вега" благополучно перекочевала к сыну, когда и он стал студентом… И исправно "пахала" несколько лет в общежитии уже авиационного института. Затем со слов сына "что-то полетело", каюсь, в то время не вдавался в подробности, забрал аппарат, который благополучно до наших дней пролежал в гараже… И вот я вспомнил про него! А что он тут делает?! В общем озаботился вопросом его восстановления… Помимо "Веги" из недр гаража был извлечён электропроигрыватель "Ария-102-стерео", а также килограмм пять винила… VlAD, как думаешь? Стоит? :-)
Vladsl
Вполне стоит отреставрировать и вернуть к жизни аппараты. Основная работа - полная замена всех электролитических конденсаторов на новые, их несложно заказать у китайцев на AliExpress. А тринисторы КУ202Н для цветомузыки в те годы действительно приходилось доставать, в свободной продаже они практически не бывали.
Vladsl
Хороший запас раритетов. Конечно стоит все это дело восстановить и реставрировать. А тринисторы КУ202Н тогда действительно доставали для сборки схем цветомузыки. В фильме "Берегите женщин" 1981г с песнями Ю.Антонова есть сцены с дискотекой и цветомузыкой. На которой прожекторами при съёмках управляли вручную в такт музыке. Видимо, собрать самодельную ЦМУ с автоматической работой в такт музыке там не смогли.
02RUS
Спасибо, VLAD! Вопрос, можно сказать, был риторический… :-) Разумеется я всё восстановлю… "Банки" уже давно заказаны на AliExpress, плата отмыта, корпус освежён (покрашен), для "Арии" заказан звукосниматель… Осталось дождаться китайских посылок, а также приобрести колонки… В общем, дело времени…
Vladsl
Если не считать старых советских колонок, продаваемых с рук, один из приличных вариантов современных вполне бюджетных полочников вот этот
Полочная акустическая система Creative E-MU XM7
Акустика уровня Hi-Fi.
NikolayArkad
Спасибо за отзыв, точнее хороший обзор. Все хочу в божеский вид привести проигрыватель Радиотехника ЭП-101, послушать грампластинки с характерным "потрескиванием"…но как всегда "руки не доходят.
Vladsl
Радиотехника ЭП-101 хороший электропроигрыватель. Там стоит заменить на новые все поголовно электролитические конденсаторы, а также смазать механику.